Священник Сергий Свешников

Память святых новомучеников и исповедников Российских (2010)

Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 06/02/2010

English: Memory of the New Russian Martyrs (2010)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братья, сестры и дети!

Сегодня мы с вами сподобились быть соучастниками и сопричастниками в Божественной Литургии—великом Таинстве Тела и Крови Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.  Этот день тем более знаменателен, что сегодня мы празднуем наш престольный праздник—память святых новомучеников и исповедников Российских.  С самых ранних времён Церкви Христовой христиане собираются в дни памяти мучеников для преломления хлеба—соучастия в священной Евхаристии; и нас с вами сегодня Господь сподобил сего великого дара.

Наш маленький храм, спрятанный среди деревьев в орегоновской глуши на краю Североамериканского континента, стал первым в мире храмом, освященным в честь святых новомучеников Российских.  Сегодня, двадцать восемь лет спустя, память святых новомучеников совершается во множестве посвящённых им храмах от Орегона до Нью-Йорка и от Москвы до Новосибирска.  Скажу больше: память святых новомучеников Российских стала основанием и знаменем восстановления и исцеления Русской Православной Церкви.

Почему же нам так дорога память святых новомучеников?  Чем же они так угодили Богу, что мы воспеваем их жития, как истинный пример христианского подвига для назидания верных?  Вовсе не потому мы почитаем святых новомучеников, что они страдали.  Все страдают, и мы тоже страдаем.  Страдаем, потому что не так сложилась жизнь, как нам бы того хотелось, мучаемся, оттого что нас мало ценят, терзаемся своими собственными страстьми или болеем от того вреда, который мы сами себе причиняем своим телесным или душевным невоздержанием.  А как страдали Ромео и Джульетта!—нет повести печальнее на свете…  Часто мы страдаем оттого, что наши жизненные обстоятельства дейтвительно тяжелы; и тогда мы сетуем на свою долю и спрашиваем Бога: «За что?»  И вовсе не потому мы почитаем святых новомучеников, что они погибли.  Мы тоже погибаем.  Погибаем в войнах, авариях и катастрофах, иногда сами себя убиваем различными вредными привычками и зависимостями, умираем от болезней.  Если повезёт, то тихо умираем от старости в окружении родных и близких.

Но святые новомученики Российские жили для Христа и страдали и умирали за Христа.  Только такая жизнь, такие страдания и такая смерть достойны почитания и подражания; потому что только такая жизнь ведёт к вечности с Богом, только такие страдания очищают душу от греховной скверны, и только такая смерть есть славное успение в радостном ожидании воскресения.  Будучи образом Божиим, святые становятся подобием Божиим, отдавая Ему свою жизнь и свою смерть: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20).  Христос отдал Себя в жертву нам; и для того, чтобы мы стали истинными сопричастниками Ему в Божественной Литургии—стали Его Телом, мы должны отдать себя в жертву Ему: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1).

Тяжела жизнь, но к тому же и бессмысленна, если она прожита не для Бога; тяжелы страдания и болезни, но и они бессмысленны и пусты, если они терпятся не за Христа; страшна смерть, но потому и страшна она, пуста и бессмысленна—«лишь мясо в яму» (Борис Чичибабин), если эта смерть не за Христа.  Живёшь—живи для Бога, исполняй волю Его и храни заповеди Его, спеши творить добро, как Он творил.  Страдаешь и болеешь—отдай Ему всё; и Он страдал, и Ему было больно.  В покаянии благодари Бога за всё и проси у Него терпения, чтобы и твой крест стал бы крестом разбойника благоразумного, а не безумного (см. Лк. 23:39-43).  Умираешь—не цепляйся за смерть, отдай и её Христу, чтобы и она стала для тебя приобретением (Филип. 1:21)—не пропастью, поглощающей пустоту бессмысленно растраченного времени, а царскими вратами, ведущими к вечной жизни с Богом.

В Литургии нельзя быть потребителем.  Евхаристия есть жертва, и участие в ней может быть только жертвенное.  Спаситель приносит Себя в жертву нам, но если мы—Его Тело, то жертвой вместе с Ним должны стать и мы.  В одной из самых таинстенных молитв Божественной Литургии мы просим Бога ниспослать Духа Своего Святого «на нас и на предлежащие Дары»—хлеб и вино.  В первую очередь на нас…  На Литургии нельзя присутствовать, её нельзя смотреть или слушать—в ней нужно быть.  И вот это бытие, эта жертвенная жизнь, как евхаристическое приношение Богу, и священная Евхаристия, как истинная жизнь—это и есть подвиг святых новомучеников Российских, та слава, которой в прославлении святых урашается Церковь Христова, и то правило жизни, тот канон, на который в канонизации святых Церковь указывает своим чадам.

Молитвенным заступничеством святых новомучеников и исповедников Российских, да станем и мы достойными сопричастниками на Божественной трапезе в невечернем дне Христова царствия!

Аминь!

Мулино, 2010 г.

См также: Слово в день памяти свв. новомучеников Российских (2007) и Слово в день памяти свв. новомучеников Российских (2008)

Отслеживать

Get every new post delivered to your Inbox.

Join 1 911 other followers

%d bloggers like this: