Священник Сергий Свешников

Третье воскресенье Великого поста: Поклонение Честному Кресту Господню

Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 06/03/2010

English: The Third Sunday of Great Lent: The Veneration of the Cross of Christ

аудио: Проповедь в неделю крестопоклонную (mp3 аудио)

Сегодня мы достигли преполовения Великого поста, прошли половину нашего пути к Святой Пасхе Господней.  На середине этого пути мы совершаем благоговейное поклонение животворящему Кресту Христову.  В синаксаре этого дня мы читаем, что поскольку Крест есть древо жизни, а это древо посажено было посреди рая — Эдема, сообразно этому и святые отцы посадили Крестное Древо посреди святой Четыредесятницы, одновременно напоминая тем Адамово сластолюбие, и вместе с тем получая через древо избавление от него, ибо, вкушая от него, мы уже не умираем, но напротив, оживляемся. В церковных службах Крест Христов воспевается как «оружие непобедимое», «дверь райская», «верных утверждение» и «Церкви ограждение» (стихиры на «Господи воззвах»).  Почему это так?  Почему орудие мучительной смертной казни прославляется Церковью как знамя победы?  Почему христиане с таким благоговением носят на себе этот символ, который мир считает знаком позорной смерти?

Вдумаемся!  Не только весть о Кресте Христовом звучит для погибающего мира как какое-то юродство (1 Кор. 1:18), но и вся вообще евангельская проповедь для «мудрых» мира сего звучит как соблазн и безумие (1 Кор. 1:23).  Христос отвергает то, что восхваляет мир: славу, богатство, власть (Мф. 4:3-10).  Не пред этим ли преклоняется окружающий нас мир?  Не этого ли обещают нам мирские правители?  Но не это дает нам Христос: Он дает нам Крест.  «Кто хочет идти за Мною»,—говорит Господь, «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).  Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36), и вход в это царство лежит не через триумфальную арку, а узкими вратами крестоношения (Мф. 7:14).

Что значит «отвергнись себя»?  Это значит отвергнись лжи о себе, которой тебя питает грешный мир, сними мишуру обмана, смой льстивую краску, увидь себя таким какой ты есть.  Преподобный Исаак Сирин сказал, что «когда мир вполне обнажит человека и вынесет его из дому его в день его смерти, тогда познает человек, что мир — льстец и обманщик».  Мир прилагает все силы к тому, чтобы мы провели свою жизнь в погоне за мирским «благом», чтобы мы забыли о Боге и о своей бессмертной душе.  «Отвергнись себя ложного» (ср. Мк. 8:34),—говорит Христос, «и обретешь себя истинного (ср. Мф. 16:25), обретешь спасение».

«Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4).  Христос ведет нас против мира и мирской «мудрости»: родившись в семье плотника, а не императора, в хлеву, а не в царском дворце, вечеряя с грешниками, а не с вельможами, и взяв Себе в апостолы рыбаков, а не докторов богословия, Спаситель восшел на Крест, а не на трон.  Но не ради упрямого противостояния миру пошел Христос на вольные страдания и смерть, а потому что через распятие лежит путь к Пасхе.

Этим и дорог нам Крест Христов, что без него нет Воскресения.  И только тот, кто готов  распяться со Христом, может стать наследником воскресения во Христе.  Потому и величаем мы сегодня животворящий Крест Господень, что, орошенный Кровью Спасителя, он из орудия смерти стал Древом Жизни.  Потому и покланяемся мы Кресту Владычню, что Церковь, Тело Христово, Крестом воскресает к вечной жизни.

Святитель Феофан Вышинский говорил, «что где христианин, там и крест <…>, а где нет <…> креста, там нет и христианина».  Сегодня, в день преполовения Святой Четыредесятницы, присмотримся: распинаем ли мы грехи плоти, носим ли крест в нашем сердце, есть ли в нашей душе отвержение себя и мирских страстей?  Если нет—то нет в нас и христианина.

Посящиеся усердно!  Да благословит вас Бог в вашем подвиге и да укрепит вас на несение креста, чтобы умножилась радость ваша в день светлого Христова воскресения в ожидании Его славного второго пришествия.

Ленивые и нерадивые!  Половина пути пройдена, но приемлет милосердый Господь и в шестой час с чистым сердцем к Нему приходящих.  Бегите к Нему, спешите поклониться Кресту Его, да не окажитесь неразумными девами, проспавшими приход Божесвенного Жениха и оставшимися вне брачного чертога (Мф. 25:11).

“Кресту Твоему поклонимся, Владыко, и святое воскресение Твое восславим.”