Священник Сергий Свешников

О сплетнях и сплетниках

Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 30/12/2009

«Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, опять пляшет, опять требует у Ирода главы Иоанна Крестителя!» (Св. Иоанн Златоуст)

Есть люди, которые живут почти по евангельски—«не хлебом единым» (Втор. 8:3; Мф. 4:4).  Вот только вторая половина этой заповеди у них исковеркана: не всяким словом, исходящим из уст Божиих, они питаются, а пожирают всякое слово, испражняющееся из смрадных уст клеветников и сплетников.  Эти люди берут на себя адский труд—в прямом и переносном смысле!  Грязная клевета, сплетни и осуждение не только обеспечивают путёвку в геенну, но и отнимают значительные силы и время.  Подумать только, сколько времени сплетники «просиживают» на телефоне, вливая в уши друг друга свою вонючую жижу!  И не важно измышляет ли человек слухи, распространяет ли их или «просто» слушает—и те, и другие, и третии болеют одной и той же заразой.

Но если бы болели и гнили только они одни!  Как дьявол не хочет оказаться в одиночестве в своей выгребной яме и увлекает за собой несчастных, так и слуги дьявола не довольны своей только погибелью и стремятся заразить других людей.  И как дьявол ни к чему так не стремиться, как к уничтожению Церкви Божией, несущей спасение людям, так и прислужники дьявола ни к чему, кажется, так не стремятся, как к тому, чтобы разлить свой яд в Церкви и оклеветать пастырей и всех тех, кто трудится на благо Церкви.

То, что дьявол, враг Церкви, нападает на пастырей, стараясь разодрать Тело Христово,—вовсе не ново.  Ещё в Священном Писании мы читаем: «порази пастыря, и рассеются овцы» (Зах. 13:7).  Именно эти слова произнёс Христос (Мф. 26:31) перед тем, как Его оклеветали (59, 60), заплевали в лицо (67), избили и осмеяли (68).  И если так сатана нападал на Самого Христа, то точно также служители дьявола, распространители его клеветы и соработники ему в его адском труде нападали и нападают на пастырей Церкви.

Скольких иоаннов златоустых, макариев великих, иоаннов дамаскинов и сергиев радонежских облили новоявленные беснующиеся иродиады своим змеиным ядом!?  Скольких святителей и праведников оклеветали, оплевали в лицо бесстыдные сплетники!?  Какой только грязью не поливали святого патриарха Тихона, какие только слухи не распространяли о святом праведном Иоанне Кронштадском!?

Но не нужно думать, что дьявол жаждет уничтожения только самых-самых святых пастырей, или что современные прихожане святее древних и ни за что не пойдут на поводу у врага Церкви.  Беснующиеся иродиады и теперь имеются во многих приходах, и довольное число иродов опьяняются пляской бесстыдниц.  Кто не слышал самых злобных слухов о наших приходских священниках и о людях, которые все свои силы отдают на служение Церкви и своему приходу!?  Есть даже всем известные приходы, которые «съедают» своих пастырей—одного, второго, третьего…

Конечно, это вовсе не означает, что все приходские батюшки блистают святостью, как отец Иоанн Кронштадский.  Многие ведут борьбу с личными грехами.  Но те, кто знаком с дневниками святого праведного Иоанна Кронштадского, знают, что и он боролся со своими грехами на протяжении всей своей жизни.  Да и не было ни одного святого, который не боролся бы с личными грехами.

Но не только борьбой со своими личными грехами наши приходские батюшки уподобляются святым иоаннам кронштадским.  Нападки на любого пастыря—святого Иоанна или просто отца Ивана—это нападки на приход и на Церковь.  Сплетни и клевета, распространяемые за спиной священника, о которых он часто даже не догадывается, ранят не только и не столько его, сколько прихожан, раздирают приход.  И уже стоят в храме за Божественной Литургией не благоговейные христиане, а озлобленные и обескураженные люди, лица и души которых залили помоями усердные ревнители «благочестия».

Конечно, в борьбе с этой чумой важна личная святость каждого христианина—как пастыря, так и прихожанина, и воспитание в себе чувства брезгливости при соприкосновении с грехом.  Мы не стали бы пить вонючие помои, и мы должны воспитать в себе точно такое же чуство, если кто-то пытается влить эти помои нам в уши.  Но есть ещё одно действенное средство.  Христос говорит нам в Евангелии:

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Мф. 5:29, 30)

Это вовсе не значит, что мы должны немедленно записаться на приём к хирургу для удаления языков и зашития ушей.  Но если сатана пытается влить в наши уши свой яд—повесь трубку, смени тему разговора, отвернись от клеветника и сплетника!  А если сам ты заразился уже греховной болезнью, то может понадобиться и хирургическое вмешательство—беги на исповедь, спеши принять благодатное лекарство от Врача-Христа, борись с грехом, и Господь восстановит твоё здоровье и убелит тебя паче снега.

 

«Не лжесвидетельствуй» (Исх. 20:16)

Большинство сплетен—откровенная ложь.  Если мы зададимся простым вопросом—«откуда у сплетника или у того, на кого сплетник ссылается, может быть такая информация?»—то мы сами поймём, что ни у того ни у другого сплетника просто не может быть такой информации.  Иногда слухи потиворечат даже здравому смыслу, так как для клеветника важнее всего то, чтобы ложь была «посочнее», даже если она неправдоподобна.  Но что делать, если приходской священник действительно уличён в чём-либо скандальном?

В Ветхом Завете есть поучительная история о том, как праотец Ной однажды был уличён своим сыном Хамом в чём-то довольно скандальном (Быт. 9:20-23).  Своим поведением, которому всячески подражают современные сплетники и сплетницы, Хам не только обеспечил себе и своему роду проклятие (25), но и своеобразное бессмертие во языцех—имя Хама стало нарицательным.

Несомненно, однако, бывают такие случаи, которые вовсе не стоит покрывать «одеждами» (23).  Если есть для этого достаточные основания, необходимо обратиться к благочинному, то есть к назначенному архиереем старшему священнику, и рассказать ему о случившемся.  Благочинный может обратиться за разрешением вопроса к архиерею.  Именно церковная иерархия, а не соседка или подружка, есть правильная инстанция для разрешения разного рода приходских недоумений и неурядиц.

 

«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2)

Все наши действия должны быть направлены на созидание и укрепление Церкви, а не на гнусные оскорбления тех людей, которые трудятся в винограднике.  Конечно, всегда легче очернить и осмеять, чем помочь, поддержать, взять на себя часть ноши.  Но в труде на благо Церкви мы уподобляемся святым и Самому Основателю Церкви—Христу.  А тому, кто своими сплетнями, клеветой и осуждением вводит в грех верующих, «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).

+

Помогите церкви!

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal:  НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

Реклама
%d такие блоггеры, как: