Священник Сергий Свешников

Прощеное воскресенье

Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 13/02/2010

English: Forgiveness Sunday

аудио: Проповедь в Прощёное воскресенье (mp3 аудио)

Евангелие от Матфея гл. 6:

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

*             *             *

Завтра мы вступаем во святые дни Великого поста, и Церковь призывает нас в покаянии и смирении сердца просить друг у друга прощения.  Мы вступаем во святые место и время.  Во времена Закона народ Божий ежегодно совершал паломничество во Святой Град Иерусалим и, войдя в Храм Божий, приносил очистительную жертву.  В подготовительный период перед началом Великого поста в церковных песнопениях мы слышим удивительные слова: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136).  Настало время и нам вспомнить о Небесном Иерусалиме—нашем Отечестве.  Настало время и нам направить наш путь ко Святому Граду и, войдя в Храм Духа, принести Богу жертву живую, достойный плод покаяния.

Великий пост—это и есть наш путь к Богу.  Пост—это не оздоровительная диета древних крестьян и не социально-экономическая необходимость для первобытных людей, у которых к весне кончаются запасы продовольствия.  Пост—это Таинство нашей земной жизни.  Пост—это оставление позади всего земного—своих волов, своих полей, мирских привязанностей (Лк. 14:18-20)—и осознание духовной реальности: мы—лишь «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13), и наше истинное призвание есть не к тленному и преходящему, но к Божественному и вечному.  Пост—это воспоминание о нашем невоздержании, о том, как мы променяли Бога на миску похлёбки (Быт. 25:29-34), вообразив, что в ней найдём то, чего должны искать в одном только Боге (ср. Быт. 3:6).

Не удовлетворившись щедрыми плодами Едемского сада, Адам должен теперь в поте лица возделать пустыню своей души, оросить её покаянными слезами и получить лишь волчцы и терние (Быт. 3:17-18).  Потеряв сладость рая, Адам должен теперь вкусить горечь поста, чтобы вернуться в Отчий дом уже не только образом Божиим, но и подобием.  Пост—это не наказание за преступление, но спасительное лекарство, помогающее исцелить греховную болезнь и избавиться от страстной зависимости.

Семьдесят дней длиться время Постной Триоди от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы, напоминая нам о семидесяти годах, проведенных Израилем в Вавилонском плене (Иер. 25:11).  Забыв истинного Бога и поклонившись чужим идолам, еврейский народ принес покаяние и слезами оросил пустыню своей души уже на реках Вавилонских (Пс. 136:1), вспоминая славу Иерусалима, как некогда Адам вспоминал сладость утерянного рая.

Сорок дней Великого поста от Прощеного воскресенья до Страстной седмицы должны напомнить нам о сорокалетнем шествовании древнего Израиля по пустыне, прежде чем сподобился он увидеть Землю Обетованную (Числа 32:13).  Так и мы должны пересечь бесплодную пустыню нашей засохшей души на пути к Святой Пасхе—Божию обетованию нам.  Как и древний Израиль в пустыне (Исход 16:35), мы должны научиться уповать не на себя, а всецело—на Бога, питающего нас Своими Дарами.  Мы должны оторваться от чрезмерной заботы о телесном, от всепоглощающей привязанности к своим житницам (Исх. 16:3), и дерзнуть отправиться в мёртвую пустыню, где бессильны человеческие усилия, и где единственная пища—это Божий хлеб с неба (Исх. 16:4) и единственное питие—это Божия вода из камня (Исх. 17:6).

Пост—это наш путь к Богу, наша жертва; и, как всякая жертва, он должен быть принесен чистыми руками и сокрушенным и смиренным сердцем (Псалом 50:19).  Спаситель, поучая приносящих ветхозаветные жертвы евреев, говорил, что человек, принесший жертву ко Святому Алтарю, не примирившись прежде с ближними, должен был оставить свой дар, простить и испросить прощения, и только потом приступить ко Святыне (Мф. 5:22-24).  Насколько же более усердно заповедям Христовым должны следовать мы, приобщающиеся Жертве новозаветной!  Сегодня, в последний день перед началом Великого поста, Святая Церковь призывает своих чад вступить на покаянный путь ко Святыне, прежде смиренно испросив друг у друга прощения и примирившись с ближними, предвосхитив ликующее пасхальное лобзание покаянным лобзанием Прощеного воскресенья.

Только чистым сердцем можно принести благоприятную жертву Богу, только через смиренное прощение возможно покаяние.  Без прощения же возможно лишь окаменелое перечисление грехов, вычитанных из молитвослова.  Только тот, кто сам умеет прощать, умеет принять прощение от людей и от Бога.

Прощение—это не поиск оправданий действий другого.  Поиск или измышление оправданий—это осуждение, прикрытое поиском «смягчающих вину обстоятельств».  Такой человек и для своих грехов выискивает оправдания, уверенный в своей правоте и не умея принять Божия прощения и исцеления: меня не научили, меня не воспитали, он первый начал, она сама такая…  Виноваты родители, учителя, соседи, государство—все, только не я.  И просить прощения мне не за что; ведь если я в чём и согрешил, то только потому, что иначе не мог…  Так думает духовнобольной человек.

Прощение—это смиренное осознание того, что по нашим грехам мы заслужили худшего и самой смерти, а Тот, Кого мы неустанно оплевываем и распинаем своими грехами, «ничего худого не сделал» (Лк. 23:41).  Лекаство, исцеляющее наши греховные болячки, может быть горьким, а процедуры—болезненными, но в смирении возблагодарим Бога за Его спасительное попечение о нас.  Не оставляет нас Отец Небесный, погибающих в пучине наших беззаконий (Молитва 1-я ко Святому Причащению, Василия Великого), но подает спасение, и призывает к покаянию, и ожидает обращения.  Будем же благодарно принимать Его святое врачевство, смиренно прощать, покаянно просить прощения и творить добро.

*             *             *

После отпуста вечерни совершается Чин прощения:

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче честный. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь  «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др., а также  стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».

Реклама
%d такие блоггеры, как: