Священник Сергий Свешников

Первое воскресенье Великого поста: Торжество Православия

Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 20/02/2010

English: The First Sunday of Great Lent: The Triumph of Orthodoxy

аудио: Проповедь в первое воскресенье Великого поста (mp3 аудио)

Вот, провели мы с вами первую седмицу святого, спасительного и великого поста.  Мы слышали умилительный канон святителя Андрея Критского, в котором вспоминаются события и лица из истории Церкви, истории человечества.  Но не ради исторических повествований собирались мы с вами в храме каждый вечер.  Слыша о древних грешниках, живших тысячи лет назад в далеких странах, мы с прискорбием узнавали свои грехи, свои болячки; а вот от добродетелей праведников мы действительно отстоим на тысячи лет и километров.

Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, мы вспоминаем еще одно историческое событие: в память о победе над ересью иконоборчества Святая Церковь установила в девятом веке праздник Торжества Православия.  Более столетия терзавшая церковное тело ересь была осуждена на Седьмом Вселенском Соборе,[1] завершившим период христологических споров в Церкви и восстановившим православное вероучение.

Ересь иконоборчества отвергала не только собственно икону, как окно, через которое луч света из горнего мира может просветить потемки человеческой души, но и само православное учение о Христе, как о совершенном Боге и совершенном человеке в ипостаси Бога-Сына.

Но, как и всё в Церкви, не только ради исторической памяти установлен праздник Торжества Православия, и не случайно святые отцы установили этот праздник в первое воскресенье Великого поста.  Торжество Православия в душе каждого из нас и есть цель Великого поста; победа над ложью, над ересью, над уловками врага рода человеческого и установление православного строя души есть цель всей нашей жизни.  А одним из центральных вопросов православного устроения жизни является вопрос о том, кто есть Христос, за кого мы Его почитаем.

Именно этот вопрос Христос задал Своим ученикам (Мф. 16:15) и на камне петрова ответа воздвиг Церковь Свою (Мф. 16:18).  В конечном итоге именно неправильным ответом на этот вопрос и определяется всякая ересь. «Вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15)  За Бога ли только, явившегося в человеческом облике, как привидение, как мираж?  За человека ли только, великого пророка, ведающего тайны Божии, но—человека?  Кого родила Пресвятая Дева?  Человека ли, которому суждено было стать избранным сосудом Духа Божия, или Самого превечного Бога?  Какому, наконец, первообразу поклоняется Святая Церковь на иконе?  Неописуемому и неизобразимому Богу, Которого «не видел никто никогда» (Ин. 1:18), тварному телу, которое можно изобразить, как все тварное, или воплощенной ипостаси Бога-Сына?  Как мы строим наше отношение ко Христу?  Как наемник, ожидающий получить положеное ему по контракту вознаграждение; как подсудимый, уверенный в оправдательном решении суда, потому что кто-то Другой взял на Себя вину; или как умирающий больной, предающий свою жизнь в руки милосердного Врача и молящий Его об исцелении?  Каждая ересь по-своему отвечала на эти вопросы, и каждый раз святые отцы Церкви вставали на защиту православного вероучения.

Поэтому наша Церковь есть святая, апостольская и святоотеческая.  Святая она потому, что Духом Святым создана и Им освящается, просвещается, очищается, и убеляется паче снега.  Дух Божий уготовляет Церковь, Невесту Христову, предстать пред Божественным Женихом непорочной, незапятнанной грехом, ложью или ересью.

Апостольской мы зовем Церковь потому, что апостолы, столпы Церкви, приняв Божию благодать в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4) и власть от Христа решить и вязать во спасение душ человеческих (Мф. 16:19), раздают эту благодать через епископов всей Церкви.  Как не растет виноградный плод, кроме как на на виноградной лозе, так и без епископа не может быть Церкви.  Без апостольской приемственности может быть только клуб любителей-огородников, читающих и обсуждающих книжки по садоводству, но не Церковь!

Святоотеческой мы зовем Церковь потому, что на лозе Христовой, в Его винограднике, святые отцы принесли плоды праведного жития и истинного богословия, которыми мы питаемся, укрепляясь в наших жизни и вере.

Церковь Православная, наша заботливая мать, защищает нас, своих детей, от зла, подавая нам в пищу только самые здоровые и полезные плоды и ограждая нас от всего ложного, вредного и ядовитого.  Мы же, как непослушные дети, не следуем наставлениям матери и бегаем от добра.  Хуже того, мы начинаем мудрствовать, выдумывая, что мы образованнее, мудрее и духовнее святых отцов; и что тот путь, которым спасались они, для нас неприемлем, что он устарел, что мы лучше знаем каким уставам нам следовать, а каким—нет.  По меткому замечанию протодиакона Андрея Кураева, мы ведем себя, как человек, который, войдя в кабину современного реактивного самолета и не понимая назначения приборов, заявляет, что половина кнопок и рычажков просто не нужны; или как человек, не изучивший еще и первого курса биологии, войдя в кабинет нейрохирурга, говорит, что назначение хирургических инструментов ему не понятно, а потому эти интрументы не нужны.

Точно также неразумно подходить к церковному древу и, не понимая еще что необходимо для роста и созревания плодов, заявлять, что и корни не нужны, и ствол можно срубить, и ветви обрезать.  Нам не дано создавать Церковь—«Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18), говорит Христос.  Нам дано быть в ней и приносить плод или быть отрезанными и развлекаться журналами по огородничеству.

Будем же, братья и сестры, следовать духу апостолов и святых отцов, подражая их житию.  Будем соблюдать церковный устав и хранить святую четыредесятницу; проведем Великий пост так, чтобы Торжество Православия, победа над ложью и ересью, из события церковной истории восьмого века превратилось в состояние нашей души, чтобы приветствие преподобного Серафима «Радость моя, Христос воскресе!» отзывалось ликованием в наших сердцах не только в пасхальную ночь, но и в каждый день нашей жизни.


[1] Седьмой Вселенский Собор собрался 24-го сентября 787-го года в Никее под председательством Константинопольского Патриарха Тарасия.

Реклама
%d такие блоггеры, как: