Священник Сергий Свешников

Второе воскресенье Великого поста: Память святителя Григория Паламы

Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 27/02/2010

Сегодня, во второе воскресенье Великого поста, Святая Церковь празднует память святителя Григория Паламы (1296-1359).  Это не обычное празднование.  Собственно день памяти Святителя приходится на 14/27 ноября—день, когда в 1359 г. святитель Григорий преставился ко Господу.  Но Церковь установила праздновать память этого святого еще и Великим постом, указывая тем самым на особое значение его памяти для нашего спасения.  Так, чему же мы должны научиться из жизни и трудов святителя Григория Паламы?

Святитель Григорий был защитником Православия против нападок и лжеучения монаха Варлаама из Калибрии, который выступил против исихии, практиковавшейся святыми отцами на Афоне.  Но собор во Влахернах (1351), положивший конец этим спорам, сделал определение не только об учении, но и о православном мировоззрении, далее подчеркивая ошибочность пути, по которому пошел Запад, и подтверждая православие учения святителя Григория Паламы.

Следуя учению Фомы Аквинского, Варлаам настаивал на том, что единсвенный путь к богопознанию лежит через схоластическое изучение философии и богословия.  Он полностью отвергал опыт православных святых, познавших Бога в своих богоугодных житиях, как невозможный и утверждал, что афонцы зря тратили время, занимаясь иисусовой молитвой, и что вместо этого им было бы полезнее заняться философией.  Варлаам учил, что Бог полностью трансцендентен этому миру и ни в какой мере не может быть познан человеком, а поэтому путь к совершенству лежит через изучение философии.  Что естественно следует из учения Варлаама, так это то, что у людей «просто нет органа, которым верят»,[1] что они не могут достичь подобия Божия, кроме некоего подражания Христу в Его этических качествах.[2]  Учение Варлаама было принято Римо-Католической Церковью, которая возвела Варлаама в сан епископа.

Споря с Варлаамом, святитель Григорий верил, что «подобное познается подобным»,[3] и что люди, образ Божий (см. Быт. 1:27), могут познавать Бога через уподобление Ему (см. Быт. 1:26).  Святитель Григорий утверждал, что человек может познавать не только тварный мир и тварные проявления Божественного, но и личное, прямое и нетварное действие Бога в нашей жизни.  Он учил, что дело уподобления Богу через животворящую силу Святого Духа, дело обожения есть средоточие православного образа жизни.  Невообразимый и непознаваемый в Своем естестве, Бог открывает нам Себя в Своих нетварных энергиях[4] (действиях) в нашей жизни и в мироздании.  Как свет может быть видим глазом, звук—слышим ухом, предмет—осязаем рукой, так действие Духа Божия может быть видимо человеческим духом, нетварный свет Преображения—воспринимаем духовными очами.  Святитель Григорий защищал афонских исихастов, предпочтивших святость—философии, и опытное познание Бога—богословию.  Собор 1351 г. во Влахернах подтвердил православие взглядов Григория Паламы и осудил лже-учение Варлаама; но Римо-Католическая Церковь провозгласила Святителя еретиком, подчеркнув тем самым не только расхождения в догматике Востока и Запада, но и «расхождение сердец»[5] и жизней.

В это второе воскресенье Великого поста Святая Православная Церковь призывает нас встать на путь святости, на путь соработничества с Богом в деле нашего спасения.  Созданные по образу Божию, мы должны уподобиться Ему через стяжание Духа Святого Божия в нашей жизни, когда уже «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).  Какое может быть лучшее время для того, чтобы распять плоть с грехами и страстями!?  Какое может быть более удобное время для возобновления нашего молитвенного правила!?  Какая лучшая возможность для покаяния!?  Какое более удобное время для того, чтобы дать Духу Святому место в нашей душе—«сердце чисто создать в нас и дух прав обновить в во утробе нашей» (Пс. 50:10)!?  Церковь дает нам сокровище Великого поста, десятину года, посвященную Богу, наш путь к Нему.  Будем же использовать это священное время с духовной пользой для себя.


[1] Иван Бунин сделал это замечание о Льве Толстом, который видел во Христе в основном учителя этики.

[2] См. Подражание Христу Фомы Кемпийского (1427).

[3] Этот принцип был сформулирован Аристотелем во второй главе первой части трактата О душе.

[4] Греч. ενέργεια—действие.

[5] Розанов В.В. Среди художников. М., 1994. С. 21.

Реклама
%d такие блоггеры, как: