Священник Сергий Свешников

О приготовлении к смерти

Posted in Практические вопросы by Fr. Sergei Sveshnikov on 12/03/2010

Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершается при сем великое некое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому что, если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира. А что касается до части благой; то должен ты представлять себе, что дело бывает так. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают Ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век, и таким образом, приводят их ко Господу.

Преп. Макарий Египетский

*             *             *

Получив известие о том, что он неизлечимо болен, человек в первый момент отрицает услышанное: «Этого не может случиться со мной, это ошибка, вы, наверное, говорите о ком-то другом». Отрицание действует как психологический защитный механизм, предохраняющий сознание от невыносимых мыслей и переживаний.

Затем человека охватывает гнев: он может вылиться в ярость, возмущение или зависть к тем, кто здоров. Часто объектом гнева становятся врачи: «От них нет никакой пользы. Они только и думают, что об игре в гольф. Они не так делают анализы и назначают неправильное лечение».

Третья стадия — попытка заключить сделку с судьбой. Человек мысленно загадывает: «Если выпадает козырная карта, я выживу, если нет — то умру». Часто в роли вершителей судеб выступают врачи: «Если я пообещаю держаться подальше от водки и сигарет, Вы меня вылечите?» Иногда больной пытается договориться с Богом: «Господи, если ты спасешь меня, я обещаю никогда не изменять жене».

Далее, как правило, наступает депрессия: человек впадает в отчаяние и ужас, теряет интерес к житейским проблемам, отдаляется от людей.

Лишь немногим больным удается дожить до заключительной стадии — принятия. На этом этапе человек начинает думать о смерти с тихим смирением: «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть». По мнению многих психиатров, лишь менее двух процентов людей переживают эту стадию.

Из клинического опыта Елизаветы Кюблер-Росс

*             *             *

Часто можно наблюдать удивительный парадокс: люди тщательно готовятся к экзаменам, к походу в горы, к деловой командировке или к увеселительной поездке, но оказываются совершенно неготовыми когда приходит время отправляться в свой последний земной путь.  Люди часто ведут себя так, как будто смерти нет: стараются не упоминать о ней, отвлекать себя от мыслей о ней, хотя чуть-ли не единственное, в чём любой человек может не сомневаться, так это в том, что он неминуемо умрёт.  Размышляя об этом, преп. Никодим Святогорец пишет: «Если так есть дело, то нельзя не поиметь сего в виду и наперед готовиться встретить час тот, чтоб благоуспешно прейти его. Приготовлением к тому должна служить вся жизнь.»  Жизнь по евангельским заповедям, жизнь в Церкви Христовой—вот лучшее приготовление к самому главному моменту нашей жизни: к переходу от временного к вечному, от земного к небесному.  Многие святые, к их числе и Серафим Саровский, учили всегда помнить о смерти: «Како мне умирать будет?»  Один этот простой вопрос часто способен поставить всё на свои места и помочь человеку решительно отвергнуть соблазняющий его грех.

Никто из нас не может точно знать когда Господь его призовёт.  Умирают старые и молодые, больные и здоровые, мужчины и женщины—каждый человек предстанет перед Богом в тот час, который ему определит Владыка мироздания.  Поэтому в любом возрасте важно позаботиться о практической стороне умирания и смерти.  Так как наши последние земные часы нередко связаны с медицинскими учреждениями, то совершенно необходимо посоветоваться со священником и письменно изложить наши пожелания о применении способов продления и поддержания жизни.  Современная медицина способна предложить нам огромное количество способов и приспособлений для поддержания жизненных функций тела—от электрошока сердца до заменителя крови и от механических легких до машин, способных выполнять функции многих других жизненно-важных органов.  Кроме того, все эти процедуры переплетены с различными законами, страховыми положениями и уложениями.  Разобраться во всех этих переплетениях непросто даже здоровому человеку, у которого много времени.  Больному же человеку в последние дни или часы его жизни и его перепуганным родным разобраться во всём этом бывает практически невозможно.  Поэтому нужно заранее обсудить эти вопросы и письменно изложить свои пожелания.

Не менее важно заранее посоветоваться со священником о приемлемых и неприемлемых для православных христиан процедурах, используемых в американских похоронных бюро.  Бальзамирование, кремация, пластиковые гробы, не позволяющие телу возвратиться в землю сотни или тысячи лет—все эти услуги будут предложены похоронными бюро, и самое простое—это заранее письменно изложить свои пожелания после разговора со священником.  Также необходимо заранее найти православное кладбище.  Если наши родные—неверующие или неправославного вероисповедания, то совершенно необходимо письменно изложить требование, чтобы отпевание нашей души совершалось в православном храме.  Необходимо заранее решить все возможные вопросы, и не оставлять их «на потом», когда наши родные вынуждены будут заниматься не молитвой об упокоении нашей души, а теми вещами, о которых мы давно должны были сами позаботиться.

Памятка для тех, кто будет пользоваться услугами похоронного бюро

Нужно помнить, что похоронное бюро—это коммерческое предприятие, прямой целью которого является получение денежной прибыли.  Конечно, некоторые похоронные услуги очень удобны, но часто похоронному бюро выгодно предложить людям такие вещи и услуги, которые им вовсе не нужны.  Те, кто будут пользоваться услугами похоронного бюро, должны помнить следущее:

  • В соответствии со Священным Писанием, христианина не сжигают в печи (т.н. кремация), а хоронят в земле.
  • Гроб должен быть деревянным для того, чтобы позволить телу усопшего христианина естественным образом вернуться в землю.  Пластиковые гробы для этой цели не подходят.
  • Нельзя позволять бальзамировать христианина, так как бальзамирование мешает естественному возвращению тела в землю.  Если погребение по каким-то причинам откладывается на несколько дней после смерти, то достаточно попросить похоронное бюро воспользоваться холодильной камерой.  Во всяком случае, не стоит откладывать погребение более, чем на три дня.
  • В С.Ш.А. часто устраиваются смотрины тела усопшего человека (viewing) в особом зале при похоронном бюро.  В православной традиции совершается погребальное богослужение в церкви (т.н. отпевание).  Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы гроб с телом православного христианина был привезён в православный храм.  После отпевания гроб с телом переносится или перевозится (в зависимости от расстояния) на кладбище для погребения.
  • Над могилой православного христианина устанавливается крест.  Некоторые городские кладбища не разрешают что-либо устанавливать над могилой, а лишь класть плоскую плиту.  В таком случае нужно позаботиться о том, чтобы на этой плите был изображен крест.

В приложении к этой памятке Вы найдёте бланк «Указания об отпевании и погребении».  Этот бланк можно заполнить и хранить в доступном и известном месте, для того, чтобы наши родные могли передать «Указания» в похоронное бюро.  Этим можно избежать многих недоразумений, как со стороны похоронного бюро, так и со стороны наших родных.

*             *             *

Что всего нужнее для благонадежного приготовления к смерти и к будущей вечной жизни? — Веруй в Господа Иисуса и призывай Его; следуй Его учению и примеру; прилепляйся к Нему памятию, умом и сердцем, так чтоб ты мог сказать о себе: мне еже жити — Христос, и еже умрети — приобретение есть.

Сказано: плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1Кор 15,50): посему, отрешай и освобождай себя от привязанности и пристрастия к земному, плотскому, чувственному.

Сказано: нова небеси и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет (2Пет 3,13): итак, надобно искать правды (праведности), чтоб она жила в нас и чтоб мы с нею могли по смерти жить в царствии Божием.

Перестанем же сеять для себя смерть и мучение нашими грехами! Посеем для себя жизнь и покой и блаженство — покаянием, верою и добродетелью! Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал 6,7).

Святитель Филарет Дроздов

См. также Отпевание и панихиды

Реклама
%d такие блоггеры, как: