Священник Сергий Свешников

Вознесение Господне

Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 12/05/2010

English: http://frsergei.wordpress.com/

Сегодня мы празднуем один из великих двунадесятых праздников, Вознесение Господне.  Праздник этот, в отличие от непереходящих праздников, напрямую связан с Пасхой и с Троицей.  Праздник Вознесения венчает собой сорокoдневное празднование Пасхи и готовит нас к принятию Святого Духа в день Троицы. 

Всё это время, от Пасхи до Троицы, вслушиваясь в слова Евангелия и церковных песнопений, мы вновь и вновь вспоминаем и переживаем ту радость, в которой пребывали святые апостолы.  Сорок дней от Пасхи до Вознесения они радовались общению с воскресшим Спасителем (Деян. 1:3): Он приходил к ним (Лк 24:36), пребывал среди них, ел вместе с ними (Лк 24:43), учил их и объяснял им писания (Лк 24:45).  Так и мы, храня, как огонёк маленькой свечи, нашу пасхальную радость, чувствуем присутствие Спасителя в наших сердцах, общаемся с Воскресшим в Таинстве Евхаристии, внемлем словам Священного Писания и поучениям. 

В самый день Вознесения Спаситель повёл учеников на гору Елеонскую.  И вновь переживаем мы всё, что связано с этими удивительными местами: здесь Христос учил апостолов (Мф 24:3); здесь Он с учениками бывал в доме у Марфы и Марии (Лк 10:38); здесь Спаситель воскресил брата их Лазаря (Ин 11:43);  здесь, шествуя в Иерусалим под крики «осанна» и «благословен грядый» (Лк 19:38), Христос плакал об участи Святого Града (Лк 19:41-44).  У подножия Елеонской горы Христос и Его ученики проходили мимо Гефсиманского сада, где на камнях навсегда остались следы кровавого пота Спасителя мира (Лк 22:44) и где Он совсем недавно был предан Иудой (Мк 14:43);  а также мимо того места, где уже очень скоро будет убит первомученик Стефан.  Значение этих мест для христиан было так велико, что именно здесь Богородица завещала похоронить своё пречистое тело (Светилен на утрени Успения).  И вот именно в этих святых местах, на вершине этой святой горы Христос прощался со Своими учениками.

Евангельский рассказ о самом Вознесении довольно лаконичен.  Христос сказал апостолам последние слова утешения и надежды (Лк 24:49); затем, взойдя на Елеон, благословил их и отдалился от них, как бы возносясь.  Почему говорю «как бы возносясь»?  Потому что не на Луну улетел Спаситель, а взошёл во славу Отца Своего; не ушёл из мира, не оставил нас, а здесь, среди нас есть (Мф 18:20) «во все дни до скончания века» (Мф 28:20).  Но сказано «вознесся на небо» (Лк 24:51), потому что Христос проделал тот путь, который по смерти предстоит пройти каждому из нас.  Он открыл людям путь к Богу, воссев одесную Отца в Своём человеческом Теле (Мк 16:19).

Евангелисты, а за ними и вся Святая Церковь, непременно подчёркивают человечество Христа: не дух вознёсся, не призрак, не привидение, не мираж, но Бог в человеческом естестве.  «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, — говорит Христос, — это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк 24:39).  «Дайте мне пищи,» — «и, взяв, ел пред ними,» говорит святой Лука (Лк 24:43).  Так же и Святая Церковь поёт: «Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение» (Величание Вознесения), особо подчёркивая, что Христос вознёсся именно Плотию Своею.  В стихирах опять мы слышим:

Начальницы ангелов смотряюще, Спасе, восхождения странное, недоумевахуся друг ко другу: что видение сие? Человек убо зраком видимый, якоже Бог, превыше небес с плотию восходит.

Галилеане зряще Тя вознесенна, от Масличныя горы с телом Слове, слышаху ангелов вопиющих им: что стоите зряще? Сей приидет паки с плотию, имже образом видесте.

К чему это?  Почему так важно, что Спаситель вознёсся именно плотию?  Потому, наверное, что Христос пришёл восставить не часть человека, не душу его только или дух, но «всего человека исцелить» (Ин 7:23), «вознести падший образ Адамов» (из стихиры Вознесения).  Христианство настаивает на том, что тело наше не есть поделка злого демиурга, не клетка для души, как утверждают оккультисты, а храм Духа Святаго (1 Кор 6:19) и должно быть восставлено, очищено и освящено.

Потому ещё, наверное, так важно для нас, что Христос вознёсся плотию, что в этом мы видим непременную человечность Бога.  Воплотившись однажды, Спаситель навсегда остался человеком, навсегда в Себе «яже на земли соединил небесным» (из кондака Вознесения) и вознёс Своё человечество одесную Отца.  И через Его Тело нам открылась дорога домой, и мы в Теле Спасителя вознесены будем ко Отцу.  Не потому ли Христиане с таким трепетом принимают Святое Причастие, соединяясь Телу и Крови Христа, что в Нём едином мы спасаемся: лишь в Нём воскресаем, «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян 17:28)?

Наконец, вознесение Господа плотию означает ещё и то, что Тело Его, Церковь Святая (Ефес 1:23), есть не призрак, не абстрактная концепция, не клуб по интересам, а Тело, живое и единое.  Недостаточно поэтому лишь думать о Церкви, сочувствовать христианству, увлекаться им.  Недостаточно знать о Церкви, захаживать в храм.  Нужно быть в Церкви, нужно жить Ею, жить Телом и Кровью Спасителя. 

Только в Теле Христовом воскресение Спасителя становится нашим воскресением, вознесение—нашим вознесением,  Отец небесный—нашим Отцом, а вечная жизнь с Богом—нашей жизнью.  Не будем мудрствовать, что, уклоняясь от богослужений, годами не приступая к исповеди и Святому Причастию, не живя Христовыми заповедями, мы всё же каким-то образом являемся невидимыми членами «невидимой Церкви», её некими «секретными агентами».  Нет, братья и сестры!  Не в виртуальной реальности вознесся Христос, а в Теле; и спасение наше не в бесплодных фантазиях, а в Церкви.  Святой Киприан Карфагенский сказал: «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви; а кому Церковь не мать, тому Бог не отец» (О единстве Церкви). 

Примиримся же и соединимся Святой Церкви в таинстве Покаяния, соединимся Телу Христову причащением, утвердимся в заповедях Христовых и будем держаться истины, несмотря ни на какие уловки дьявола, потому что с нами Христос, «никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим [Его]:// Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (из кондака Вознесения).

 

Реклама
%d такие блоггеры, как: