Священник Сергий Свешников

О Рождественском посте и индейке в День благодарения

Posted in Практические вопросы by Fr. Sergei Sveshnikov on 23/11/2010

English: http://frsergei.wordpress.com/

Опубликовано на сайте Orthodoxy and the World

Через два дня, 25-го ноября (2010 г.), Америка будет праздновать День благодарения, который играет важную роль в жизни американских семей, так как это один из немногих дней в году, когда вся семья собирается вместе.  День благодарения также называется «Днём индейки», потому что в этот день принято подавать к столу индейку и другие вкусные блюда.  Большинство православных американцев начали Рождественский пост 15-го ноября.  Как могут православные христиане праздновать День благодарения в кругу неправославных родных и близких и при этом соблюдать Рождественский пост?

<…>

Этот вопрос редко волнует тех, кто живут по юлианскому календарю, которому  как-раз и придерживается Русская Православная Церковь, так как для нас Рождественский пост начинается 28-го ноября по гражданскому календарю.  Но иногда День благодарения выпадает именно на 28-е ноября—первый день нашего Рождественского поста.  Я лично вижу два способа разрешить конфликт между диетическими установлениями поста и индейкой в День благодарения.

Во-первых, мне кажется, что было-бы вполне допустимо для епархиальных властей или даже для настоятелей отдельных приходов, сообразуясь с местными условиями, дать своим прихожанам небольшое общее послабление в посте, особенно в тех приходах, которые состоят преимущественно из американцев, сравнительно недавно перешедших в православие.  У таких прихожан не только много инославных родственников, но и сами они с младенчества впитали в себя определённые традиции, связанные с празднованием Дня благодарения.  Возможно, что небольшая порция индейки и символический кусочек пирога с сердечной благодарственной молитвой к Богу за Его безмерную милость к нам были-бы лучшим свидетельством о православии, нежели бессмысленные рассуждения в кругу инославных родственников о том, какие продукты разрешены, а какие нет.  Истинный пост намного выше разговоров о продуктах.  Православному христианину следовало-бы воздержаться от сплетен, осуждения, чревоугодия, пьянства и других грехов и страстей, которые находят себе плодородную почву за праздничным столом.

Во-вторых, в Америке редко  возникает большая проблема с соблюдением строгого поста.  Многие американцы не едят индейки, или пирога, или картофельного пюре по всевозможным причинам: различные оздоровительные и похудательные диеты, вегетарианские убеждения и т.д.  У многих американских семей не возникнет никаких проблем, если кто-то откажется от одного блюда и выберет другое: тофу вместо мясного, салат вместо торта, или фрукты вместо мороженого.  Никто, кажется, не возмущается и не обижается; и православным христианам не стоило-бы выдумывать причин, почему они будто-бы не могут сохранить поста.

От чего я хотел-бы предостеречь, так это от самовольного и единоличного решения о том, поститься или нет.  Наши посты—это общие посты всей Церкви; и мы должны поститься как единое Тело Христово и праздновать как единое Тело Христово.  Если наша христианская семья соблюдает строгий пост, то и мы должны соблюдать строгий пост, даже если наши природные родственники нас в этом не поддержат.  Конечно, мы должны соблюдать пост со всяким смирением, благочестием и даже скрытностью, не афишируя нашу мнимую праведность.

См. также Вопросы и ответы о Рождественском постеНа начало Рождественского поста и ответы о посте прот. Максима Козлова: Рождественский пост в вопросах и ответах

Реклама
%d такие блоггеры, как: