Священник Сергий Свешников

На притчу о милосердном самарянине

Posted in Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 28/11/2010

Лк. 10:25-37

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры во Христе,

Сегодня мы слышали притчу о милосердном самарянине, в которой Христос, как и в других притчах, говорит нам о спасении.  Законник некий, т.е. по-нашему богослов, задал Христу очень важный вопрос: «Учитель!»—сказал он,—«что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (25)  Законник, конечно, искушал Спасителя, старался завести богословсний спор, чтобы показать своё учёное превосходство над простаком из Галилеи или поймать бродячего проповедника на какой-нибудь детали из Второзакония или Левита.  Но искушение—искушением, а вопрос действительно важный: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

На этот столь важный вопрос Христос задаёт другой, не менее важный: «В Законе что написано?  Как читаешь?» (26)  Действительно, как много можно узнать о человеке, спросив его как он понимает свою веру.  В Евангелии что написано?  Как читаешь?  Что для тебя самое главное?  Кто для тебя Христос?  Как веруешь?  С древнейших времён именно этот вопрос задавали человеку, принимая его в христианскую общину, и ответом служил Апостольский Символ Веры; и теперь, перед святым крещением мы вопрошаем крещаемого о его вере, и ответом служит всё тот же Символ Православной Веры.

Христос сразу ставит вещи на свои места: Он сразу показывает Кто—Спаситель, а кто—спасаемый.  Теперь уже не законник искушает Христа отвлечённо-богословскими вопросами, а Христос как-бы «экзаменует» иудейского богослова о самом важном в жизни: как веруешь?  Заметим, что законник блестяще справляется с экзаменом.  Он мог бы ответить что угодно: для кого-то смысл закона в словах «глаз за глаз». кто-то считает важным есть только кошерные огурцы.  Но законник верно указал на то, что Сам Христос назвал утверждением всего закона и пророков (Мф. 22:37-40): «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (27).  Возможно, что и сам этот учитель Закона не раз с интересом прислушивался к словам бродячего Проповедника.  Вот только вопрос о том, кто есть «ближний» всегда был и остаётся для людей болезненным.  В древнем иудаизме, религии узко-племенной, ближним был свой соплеменник, а вот чужак ближним не считался, и по закону его можно было не любить как самого себя.  У современных христиан часто наоборот: мы с радостью отзываемся на призыв о помощи нуждающимся на другом краю света, вот только нужды своего соседа мы не замечаем.

На вопрос «кто есть ближний» Христос отвечает притчей о милосердном самарянине.  Но притча эта отвечает ещё на один вопрос.  Разговор Христа и законника начался с вопроса о спасении: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?  Притча о милосердном самарянине—это притча о Христе, пришедшем спасти умирающее человечество.  Слушающий эту притчу иудей непременно ассоциировал себя с человеком, на которого напали разбойники.  Иудеи и самаряне взаимно ненавидели друг друга, гнушались друг другом.  Между этими двумя частями когда-то единого народа пролегала политическая и религиозная вражда, и каждый считал другого еретиком и сектантом.  Поэтому, когда на приточной дороге появляется самарянин, слушатели Христа самоотождествляются со своим избитым соплеменником, а не с еретиком и сектантом.

Именно этого понимания, видимо, хотел Христос.  Человечество, попавшее в руки разбойника-дьявола, избитое им до полусмерти, в греховных ранах и болезнях, оставлено на дорожной обочине и не способно само дойти до святого града.  Христос же для иудеев был еретиком и сектантом, чужаком; они даже называли его самарянином (Ин. 8:48).  Обезумевшее человечество не признало Сына Божия за «своего», за ближнего (Ин. 1:10-11).

Раскрывая тайну спасения, Христос рассказывает, как самарянин нашёл умирающего, оказал ему помощь, очистил его раны вином, умягчил их елеем, перевязал их.  Он спас умирающего от неминуемой смерти.  Но не только спас единожды—«с глаз долой, из сердца вон», а позаботился о полнейшем выздоровлении, заплатил за уход, лечение и всякую нужду и пообещал вернуться.

А что-же священник и левит? (31-2)  Так ведь они шли в Храм на службу!  Они не были плохими людьми, жестокосердными или безразличными.  Они шли в Храм, они должны были исполнить Закон, а трогать человека, который мог уже быть мёртвым, им было нельзя—это их осквернило-бы и не позволило им выполнить своих обязанностей.  Так вот метко и ясно Христос дал понять слушателям, что Закон не спасает человека: Закон выполняется, а человек умирает.

Сколько в этой притче потаённого смысла!  Сколько порочеств!  Это и умирающее человечество, и Христос-Спаситель, и духовное врачевание, и Церковь, которой Христос оставил богатство—Духа Святого, чтобы заботиться о душах людских, и Его славное второе пришествие.  Но почти всё это было скрыто тогда от слушающих притчу; они только и поняли, что быть избитым до полусмерти—плохо, а когда тебя спасают—хорошо.  Но и этого для начала довольно.

И вот, когда «крошка сын» понял что такое хорошо и что такое плохо, Христос раскрывает ещё одну тайну спасения: «иди, и ты поступай так же» (37).  Это и есть Христов ответ на вопрос законника.  Спасение—это таинство, а таинство—это всегда соработничество Богу.  Мало быть прощённым, мало быть оправданным, мало быть исцелённым—необходимо поступать так же, быть Тем же, стать Телом Христовым: «уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20).  Мало знать где добро, нужно творить его.

Наконец, «иди, и ты поступай так же»—это возвращение к изначальному ответу Спасителя на слова законника:

[Закконик сказал:] возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.  Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. (27-8)

Что значит «возлюби Бога»?  Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21).  Не просто «имей»—знай, изучай, запоминай—а соблюдай, иди и поступай.  Много среди нас «знатоков», да мало тружеников (Мф. 9:37).  Много мечтающих, да мало делающих.  Много званных, да слишком мало откликающихся на зов.  Так пойдём-же, и мы будем поступать так же, и будем жить.

Аминь.

 

Реклама
%d такие блоггеры, как: