Священник Сергий Свешников

О постах, молитвенных правилах и частом причащении…

Posted in Вопросы и ответы, Практические вопросы by Fr. Sergei Sveshnikov on 05/01/2011

Я очень редко делюсь с кем-либо своей частной перепиской с прихожанами, но вопрос о частом причащении поднимается теперь всё чаще и чаще.  Недавно меня попросили прокоментировать одну статью, в которой автор призывает поменьше обращать внимание на посты и молитвы, а почаще причащаться.  Ниже привожу выдержки из моего ответа.

Дорогой А.Х.!

<…>

Вообще, мне обычно не нравится то, что пишет о. N.  Создаётся такое впечатление, что у него есть какие-то глубоко-личные проблемы или слабинки (об одной из которых он, кстати, открыто говорит в этой статье), которые он старается оправдать тем, что двухтысячелетние традиции и правила, якобы, ему и всем нам не подходят.  Он всё стремится измерить своей меркой, что в корне неправославно.  В православии мы измеряем всё не своей меркой, а меркой святых.  Слово «канонизация» (святого)—от слова «канон»—правило, мерка.  Вот что нужно к себе примерять, а не личные немощи о. N. или о. Сергия.

<…>

По поводу постов я с о. N. не согласен.  Да, может быть у нас слишком много постов.  Да, они слишком длинные.  Да, они слишком строгие.  Но, в отличие от протестантов, например, мы постимся не индивидуально, а все вместе, как одно Тело Христово.  Поэтому, если что-то менять, то нужно менять не на индивидуальном уровне и не на уровне одного отдельно взятого прихода, а на общецерковном.  Если Церковь решит, например, упразднить Рождественский пост—что-ж, жили же первое тысячелетие без него; наверное, и ещё одно проживём.  Но, повторюсь, это дело общецерковное, а до тех пор—будем вместе поститься.

По поводу Правила перед Святым Причащением я с о. N. более согласен.  Посещение богослужения—вечернего и утреннего—более важно, нежели вычитывание чего-либо.  Я никогда не советую мирянам вычитывать все каноны, все акафисты и т.п.  Если они это делают, то исключительно по своей инициативе.  То есть, вычитывать всё это—хорошо, но так, чтобы не получилось, что человек пропускает всенощную и ссорится с родными потому, что ему ещё нужно что-то там вычитать.  Всё-же, собственно Правила ко Святому Причащению опускать не стоит.

Правило нам даётся не потому, что мы такие высокодуховные, а исключительно по немощам нашим.  Я думаю, что преп. Серафим Саровский, например, мог и сам без правил решить когда и сколько ему поститься и молиться.  Заметим, однако, что он и посты соблюдал, и молился больше всякого из нас.  А если нам сказать, что правила отменяются, то мы от этого не станем больше поститься и молиться, а наоборот—перестанем вовсе и поститься, и молиться.  Поэтому Святые Отцы дали нам правила—как костыли, но без них мы совсем упадём.

<…>

Из опыта общения с людьми, которые причащаются каждую неделю, я не заметил в этом для большинства из них вовсе никакой пользы.  Скорее, заметил много вреда.  Дело вот в чём: многие люди не живут так, как они сами хотели-бы жить в согласии со своей христианской совестью.  Но, скажем, один раз в месяц они находят в себе силы подтянуться и приготовиться к Причастию—то есть пожить хотя-бы несколько часов так, как они должны-бы жить всегда.  Если же такой человек начинает причащаться каждую неделю, то, вместо того, чтобы каждую неделю подтягиваться, он наооборот начинает опускаться всё ниже и ниже и перестаёт вовсе как-либо готовиться к Причастию.  Когда я разговаривал с людьми, которые причащаются каждую неделю, то многие мне так прямо и говорили, что не готовятся к Причастию никак, а просто приходят в церковь и причащаются, «как все.»  То есть, сам факт частого причащения их не делает святее, жизнь их не меняется, а просто к суетной и малодуховной жизни добавляется ещё и еженедельное по-привычке вкушение Причастия.  Видимо, святость жизни достигается не столько частым причащением, сколько упорным трудом над собой.  Преп. Серафим Саровский, например, не причащался каждую неделю…  Были святые епископы и священники, которые действительно причащались каждый день.  Но мне кажется, что они сначала достигали святости, а потом начинали часто причащаться, а не наоборот.  Может быть это не так—нужно почитать…  Мне однажды сказали, что свят. Иоанн Шанхайский учил мирян причащаться в каждый из двунадесятых праздников и в каждый из четырёх постов, т. е. 16 раз в году.  Я-бы ещё добавил именины и престольный праздник, т.е 18 раз в году.  Я думаю, что для большинства мирян это было-бы хорошо…

См. также  О Святом Причащении

+

Помогите церкви!

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal:  НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042


