Священник Сергий Свешников

Вопросы и ответы о церковных правилах и этикете

Posted in Вопросы и ответы, Практические вопросы by Fr. Sergei Sveshnikov on 13/07/2011

Ответы на некоторые вопросы, заданные прихожанами…

+

Помогите церкви!

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal:  НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

+

—Вы могли бы порекомендовать какие-либо ресурсы по изучению церковнославянского языка?

Самое полезное для меня (и я думаю, что для любого человека, владеющего русским языком)—это просто вдумчивое чтение текстов на церковнославянском языке.  Во всяком случае, с этого нужно начинать: просто брать Евангелие или молитвослов на церковнославянском и регулярно вдумчиво читать—очень скоро многое начнёт проясняться.  Конечно, есть такие слова и грамматические конструкции, которые со временем нужно будет разобрать при помощи словаря, справочника или учебника.  Учебников существует несколько, но, на мой взглляд, все они очень похожи, и пользоваться можно любым из них—тем, который Вам легче всего приобрести.

Бог Вам в помощь в изучении церковнославянского языка!

—Зачем целовать руку священника?

Мне очень нравится ответ иеромонаха Иова (Гумерова), поэтому привожу его полностью:

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: “Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы “земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157). — http://www.pravoslavie.ru/answers/7431.htm

—Говорят, что после принятия Причастия нельзя целовать руку священника.  Так-ли это?

Сразу после Причастия нужно поцеловать только край Чашы, как-бы ребро Спасителя, из которого истекает животворящая Кровь Его, а кроме этого вовсе ничего целовать не нужно—ни руку священника, ни иконы, ни крест, потому что на губах ещё могут быть малые частицы или капли Святых Даров.  После Причастия нужно сразу подойти к столику с запивкой, съесть кусочек просфоры и запить его вином, смешанным с водой, для того, чтобы никакая часть Причастия не осталась-бы на губах или во рту.  После-же этого не остаётся никаких причин для того, чтобы избегать целоваания святых икон, креста или руки священника.

Есть народное поверье (не обоснованное никакими церковными канонами или правилами), что после Причастия весь день нельзя целовать руку священника, или крест, или иконы, или христосоваться на Пасху—это совершенно неверно.  Возможно, в этом можно найти выражение какого-то максимализма в русском благочестии: скажи человеку, что сразу после Причастия не стоит ничего целовать, так он весь день ничего целовать не будет; скажи женщине, что во время месячных не нужно причащаться, так она и в церковь вовсе не пойдёт; иными словами, заставь человека Богу молиться, так он и лоб расшибёт.  Вместо такого благочестия не по разуму, я-бы советовал проявить максимализм в воздержании от пустословия, злословия, сплетен, осуждения—в любой день, а особенно в день Причастия.

См. также О церковном этикете

Реклама
%d такие блоггеры, как: