Священник Сергий Свешников

Вопросы и ответы о язычестве, неоязычестве и оккультизме

Posted in Вопросы и ответы, Практические вопросы by Fr. Sergei Sveshnikov on 14/07/2011

Ответы на некоторые вопросы, заданные прихожанами…

—Если у человека в доме иконы, значит он—православный?

Вовсе нет!  Православным человека делает не то, как он украшает свой дом, а его вера и образ жизни.  Православный человек верит в Спасителя Иисуса Христа и живёт жизнью и Таинствами Православной Церкви.  Православный человек регулярно исповедуется и причащается в православном храме и трудится над своей душой, используюя те инструменты, которые для этого даёт Церковь.

А православные иконы я видел и в католических храмах, кабинетах протестантских пастырей, домах людей вовсе неверующих (так, для украшения)…  Одна русская оккультистка из Общества Рерихов мне однажды сказала, что из икон исходит положительная астральная энергия, и что их полезно держать дома.  А одна американская неоязычница объяснила мне, что одного из богов её домашнего пантеона зовут Исаак Сирин, и что у неё в «святом уголке» находится идол этого «божества»—православная икона.  Так что, наличие в доме икон не всегда является несомненным свидетельством «православности» хозяев.

—Правда-ли, что многие слова русского языка указывают на то, что древние славяне поклонялись богу Ра?

Я не встречал никаких достоверных исследований, которые-бы доказывали, что древние славяне поклонялись египетскому солнечному богу Ра, хотя мы довольно точно знаем, что они поклонялись солнечному богу Яриле.  Впрочем, если-бы кто-нибудь доказал, что славяне когда-то действительно поклонялись какому-то богу с именем Ра, то я не вижу в этом вовсе никакого особого значения для русских православных христиан.  Ну представьте, что египетскому христианину кто-нибудь с восторгом скажет: «А ты знаешь, что древние египтяне поклонялись богу Ра?»  Египетский христианин, наверное, не разделяя восторга, ответил-бы: «Знаю, нам об этом в школе рассказывали…  Ну и что?»

Однако, сама игра в слова очень увлекательна.  Людей, которые находят имя бога Ра в таких словах, как «радость», «разум» или «радуга», можно понять—это-же так занимательно!  Начнёшь—и не возможно остановиться (как семечки или картофельные чипсы).  Вот некоторые слова, к которым я на досуге применил псевдо-этимологию:

радио—РА-ДИО, т.е. «Ра в диодах (и транзистоРАх)»;

интернет—ИН-ТЕ-Р-НЕТ, т.е. «здесь Ра нет!»  («ИН»—от англ. in—«в»; «ТЕ»—т.е. «тут», «здесь»; «Р»—понятно, «Ра»; «НЕТ»—ну нет Ра в интернете, не-е-е-ту-у-у-у!!!);

таракан—ТА-РА-к-АН, т.е. «ТА»—«тот», «РА»—«Ра»,  «к» можно просто выпустить за ненадобностью, «АН»—«он».  Так вот «таракан» получается «тот он Ра», т.е. он и есть Ра, таракан-то!

ракушка—РА-КУШ-ка, т.е. это «то, что Ра кушает», то, чем он питается;

ранетка—РА-НЕТ-ка, т.е. ранетками Ра не питается (не любит, наверное);

храпение—х-РА-ПЕНИЕ, т.е. «песня, которую поёт Ра»;

срам—С-РА-м… хммм… видимо, «срам»—это то, что «с Ра»…

Есть ещё «чебуРАшка», «паРАзит», «заРАза», «мРАзь», «РАкета».  А то, что некоторые слова иностранного происхождения, просто указывает на то, что иностРАнцы тоже почитают Ра.  Кстати, в английском языке радугу тоже можно переиначить на «дугу Ра»—«rainbow» (RA-in-bow)—«Ра в дуге».  А вот «велосипед» (ВЕЛОС-ипед)—это уж точно от бога Велеса.

Я думаю, понятно, что эти «лингвистические» упражнения не имеют ничего общего с реальностью, как и подобные-же изыскания современных поклонников «славянского бога Ра».

—Правда-ли, что древние славяне были дикими варварами?

В прямом смысле слов «дикий» и «варвар»—не совсем.  Славяне жили в домах, а не в лесах, т.е. были домашними, а не дикими.  А вот варварами в смысле βάρβαρος—«негреческий, иноземный»—славяне были (если славяне, то значит не греки и живут не в Греции).  В переносном-же смысле славян-язычников можно, наверное, назвать «дикими варварами»—а как ещё назвать людей, которые приносили в жертву идолам своих детей?!

—Можно ли отдавать детей в детский сад, где перед едой дети благодарят «Батюшку Солнце» и «Матушку Землю»?

Тот факт, что вам вздумалось необходимым задать этот вопрос, уже указывает на то, что вы и сами чувствуете какие-то сомнения.  Действительно, принятие пищи—это одно из древнейших, первичных сакральных действий.  В наш век, когда человек часто живёт для того, чтобы есть, эта сакральная связь для многих затемняется; но люди верующии знают, что мы едим для того, чтобы жить, и то, что приносит нам жизнь, даётся Источником жизни, которго мы и благодарим за Его щедрые дары к нам.  Иудеи перед едой благодарят Того, чьё имя они не дерзают произносить, заменяя его почтительным «Адонаи»—Господь.  Христиане дерзают обращаться к Богу, называя Его Отцом, и благодарят Его за хлеб насущный.  Кто благодарит солнце и землю?—Неоязычники.  Чтобы стало понятнее, давайте назовём всё своими именами: «Спасибо тебе, Батюшка Ярило!  Спасибо, Матушка Макошь!»  Теперь, кажется, понятнее.  Принесение благодарения языческим божествам—это языческий ритуал, который совершенно несовместим с христианством, и христианину никак нельзя принимать в нём участие.

Заметим, что по одной этой кратенькой молитве можно уже кое-что сказать и о мировоззрении человека.  Тот, кто перед едой благодарит христианского Бога, и в другие минуты своей жизни обращается к Нему-же.  Человек, который перед едой благодарит языческих богов, и в другие минуты своей жизни, по-видимому, обращается к ним-же.  Такой человек уже отрекается от Христа (если он когда-либо был христианином)—нельзя-же в один пантеонный ряд втиснуть Ярило, Макошь и Иисуса Христа!

Нормальные родители хотят своим детям только добра.  Если какая-то пиша сомнительно пахнет, если её доброкачественность вызывает подозрения, родители оградят своего малыша от такой пищи.  Я думаю, что с такой-же щепетильностью нужно относиться и к духовному и душевному питанию малыша.  То, что у вас возникли сомнения по поводу допустимости участия вашего ребёнка в неоязыческих ритуалах, как мне кажется, уже само по себе даёт ответ на ваш вопрос.

—Есть ли святая Лада?

Нет, как нет, например, святого Ярилы или святого Перуна.  Лада—это имя богини весны и плодородия, которую чтут современные неоязычники.  Учёные считают, что в язычестве древних славян такой богини не было.  Кажется, веке в 17-м два польских историка, изучавших славянский фольклор, столкнулись с частым употреблением припевок и присказок «лада» и «ладо» (напр. «ладушки-ладушки, где были?—у бабушки…») и ошибочно заключили, что речь идет о каком-то языческом божестве.  Современные учёные не находят никаких документальных подтверждений существования такой богини.  Впрочем, это не мешает современным неоязычникам почитать эту богиню.  В начале 2000-х годов они даже выдумали особый праздник «Лададение» или «Встреча весны.»  Сами неоязычники утверждают, что это древний языческий праздник, но учёные, опять-же, не находят этому никаких документальных подтверждений.

Реклама
%d такие блоггеры, как: