Священник Сергий Свешников

Вопросы и ответы о причащении

Posted in Вопросы и ответы, Практические вопросы by Fr. Sergei Sveshnikov on 26/08/2011

Ответы на некоторые вопросы, заданные прихожанами…

—Как Вы считаете, поможет ли мне более частое причастие лучше держать себя в руках и бороться с чревоугодием? Я бы была рада причащаться чаще, но у Вас в блоге написано, что это не всегда полезно, а иной раз и вредно. И если причащаться каждую неделю, то получается, что поститься надо большую часть недели. Или же при частом причащении достаточно соблюдать посты в среду и пятницу?

Конечно, Причастие—это огромная помощь в борьбе с грехами.  Но не нужно относиться к Причастию, как к какой-то магической пилюле: причастился—и все грехи испарились!  Что мне чаще всего приходится наблюдать, так это то, что человек, который причащается каждую неделю, начинает занижать планку: продолжает грешить, нарушает или послабляет посты, сокращает молитвенное правило—и при этом ещё и причащается каждую неделю, прекрасно понимая, что к Причастию он вовсе не подготовился…  Мне кажется, что то, о чём я уже писал, т.е. причащение 18 раз в году (а это—чаще, чем раз в месяц!)—это хорошее начало.  Начните хотя-бы с этого.  Боритесь с грехами молитвой и постом, непрестанной работой над собой.  А по мере продвижения по духовной лестнице, можно будет поговорить и о более частом Причастии.  Еженедельное (и, даже, ежедневное!) причащение—это норма святости, образ Божий.  Но если частое причащение механически натянуть на человека, который ещё не очистил свою жизнь от греха (конечно, в меру человеческого соработничества Христу в деле нашего спасения), то получится профанация Таинства.

—Еще у меня вопрос про молитвы ко причастию. У меня в молитвослове написано, что их надо читать утром перед причастием. А разве не их читают на клиросе перед выносом чаши?

Да, во время причащения священнослужителей в нашем храме обычно читаются молитвы ко святому причащению, но не все и не всегда.  Не нужно оставлять своего молитвенного труда, надеясь на то, что эти молитвы будут прочитаны в храме.  Я думаю, полезнее помолиться дома, а если в храме какие-то молитвы будут повторяться, то это ещё раз поможет нам правильно настроить свои душу и сердце к принятию Святых Христовых Даров.

См. также О Святом Причащении и О постах, молитвенных правилах и частом причащении…

