Священник Сергий Свешников

Мысли на Притчу о мытаре и фарисее

Posted in Мысли вслух, Проповеди by Fr. Sergei Sveshnikov on 02/02/2015

Лк. 18:9-14

Древние иудеи понимали Ветхий Завет как котракт между ними и Богом: Бог обещает спасти Израиля и держит свое обешание; Израиль обещает исполнять Закон. Когда фарисей пришел в Храм, он был уверен в том, что он выполнил свою часть контракта: он молился, приносил установленные жертвы, постился дважды в неделю, платил десятину—исполнял все ритуалы и установления Закона на столько, на сколько это было в человеческих силах. Фарисей был уверен, что он был праведен перед Богом, то есть, верен Завету. В Ветхом Завете праведность означала верность: Бог праведен, потому что Он верен своему обещанию; человек праведен, потому что он верно исполняет Закон.

Мытарь, по-видимому, не исполнял внешних заповедей Закона. По смыслу притчи мы можем предположить, что он не постился и не платил десятины. Кроме того, он собирал налоги в пользу Римских оккупантов. Но несмотря на это, мытарь сумел принести Богу истинную жертву: «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно.» Таким образом, мытарь оказался ‘более верным’ (δεδικαιωμενος) Завету с Богом, чем фарисей (14).

Но не нужно думать, что мытарь жил в грехе, потом пошел в Храм, побил себя в грудь немножко, 40 раз сказал «Боже, милостив буди мне, грешному!» и пошел дальше грешить. Нигде в Евангелии мы не находим и мысли о том, что можно грешить, сходить в храм, исповедаться и дальше грешить. Совсем наоборот! Еще Иоанн Креститель говорил о плодах покаяния (Мф. 3:8). Прямого указания в Евангелии мы не находим, но можно предположить, что мытарь из притчи о мытаре и фарисее—это тот самый покаявшийся мытарь из истории о Закхее (Лк. 19:1-10), либо другой мытарь, но также покаявшийся. Именно покаяние привело его в храм. И это же искреннее покаяние принесло достойные плоды: «Господи! Половину имения моего раздам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (8). Интересно, что по Закону вчетверо полагалось воздавать за кражу и закалакание агнца (Исх. 22:1; 2 Царств 12:6). Таким образом, покаявшийся мытарь, по-видимому, даже сам того не понимая, пророчески указал на то, что своими грехами мы распинаем Агнца Божия.

Плоды покаяния—Вот истинный смысл Закона! Вот истинная верность Завету! Вот истинная праведность!

«Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взываюше: Спасе мира, очисти рабы Твоя!» (кодак утрени)

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: