Священник Сергий Свешников

Должна ли исповедь быть подробной?

Posted in Вопросы и ответы, Uncategorized by Fr. Sergei Sveshnikov on 11/12/2015

Новый проект! Самые интересные вопросы форума «Батюшка Онлайн» будут публиковаться здесь.

Вопрос: Читала ,что названные на исповеди грехи не будут записанны у дьявола и их не вспомнят на частном суде.также св.отцы и некоторые батюшки в т.ч.на этом форуме советуют очень тщательно и конкретно исповедоваться.другие батюшки и Вы в том числе говорите исповедовать только корни грехов.вопрос в том что если я буду назывть корни грехов,то какие то конкретные поступки,мысли,чувства которые я обобщила припомнятся мне за гробом?

Ответ: Покаяние—это таинство соработничества Бога и человека в деле изменения человека; это творческий процесс. В покаянии человек осознаёт свою греховность, осознаёт свою немощность в борьбе с этой греховностью, имеет желание изменить себя, но, зная, что сам он не в силах, обращается к Богу за помощью. На практике, если я каюсь в грехе пьянства, например, то у меня должно быть твёрдое желание бросить пить, я делаю всё, что в моих силах, чтобы бросить пить, и молю Бога о помощи в том, чтобы бросить пить. Пример такого покаяния—Мария Египетская. Она ушла в пустыню, бросила пить, 17 лет боролась в пустыне с мыслями о вине и пьянке, принесла плод покаяния и с Божией помощью достигла не только освобождения от греховных страстей, но и высоты святости. А, вот, исповеди у неё не было. Она только за год-с-небольшим до смерти рассказала Зосиме о своей жизни—и то не во всех подробностях, не в храме, не под епитрахилью и без специальных ритуалов.

Исповедь—это церковный ритуал засвидетельствования личного покаяния. Но этот ритуал может быть пустым. Если я думаю, что для прощения достаточно просто назвать грех, перечислить что-то на листочке—и всё, магически всё прощено, то никакого таинства в этом ритуале не будет (и никакого прощения тоже). Человек может оттараторить список своих грехов абсолютно без покаяния, и это будет совершенно бесполезно. Это будет даже вредно, если человек будет ложно думать, что все его грехи магически прощены просто потому, что он что-то оттараторил.

Практика «подробной исповеди» относится не к покаянию, а к монашеской практике откровения помыслов и духовничества. Послушник приходит ежедневно к старцу, открывает ему свои помыслы во всех подробностях, рассказывает во всех деталях о прошедшем дне, а опытный старец даёт мудрые советы по исправлению жизни и борьбе с грехами. Духовник, как врач, анализирует симптомы, выявляет болезни, назначает правильный курс лечения и следит за прогрессом. На это общение у старца и послушника уходит огромное количество времени. На приходах такое просто невозможно. Во-первых, не всякий священник может быть духовником. Новорукоположенный мальчишка в 25 лет ничего толкового Вам не сможет сказать. Он со своими грехами ещё не справился и не знает как лечить Ваши. Во-вторых, если Вы начнёте ежедневно проводить по два часа со священником, то у священника не останется времени ни на других прихожан, ни на свою семью. Да и Ваш муж, скорее всего, заподозрит неладное. Наконец, если просто представить, что каждый исповедник поговорит со священником не 2 часа, а только 10 минут, и не каждый день, а лишь в субботу вечером, то на 20 исповедников нужно будет 200 минут или 3,5 часа. Если это делать во время службы, то когда-же священнику служить? Если это делать после всенощной, то в котором-же часу Вы попадёте домой? (А, ведь, утром—опять в храм на Литургию!) Конечно, если у священника есть время подробно Вас выслушать и что-нибудь посоветовать, то этой возможностью нужно воспользоваться, держа в уме то, о чём я написал выше.

Мне кажется, что те священники, которые требуют детального отчёта от прихожанок, либо имеют нездоровый интерес к личной жизни прихожанок (поверьте, к мужчинам на исповеди они так не пристают), либо у них нездоровое мнение о своих духовнических дарах, либо они просто не понимают сути того, чем они занимаются, и стараются копировать то, о чём они прочитали в каком-нибудь патерике. Однако, я могу быть совершенно неправ. Я Вам объяснил свою позицию. Вы можете попросить других священников обяснить их позицию и решите для себя, что наиболее приемлемо и полезно для Вашей духовной жизни.

Вопрос: Ведь почему то ж отцы советуют тщательно все называть ,не по шаблону и чтоб аж стыдно было,перегорело.как считаете,для чего они советуют это?

Ответ: Это делается ради того, чтобы помочь человеку бороться со своими грехами. Если ему стыдно, то в следующий раз чувство стыда поможет ему остановиться и не повторять греха. Так что, верно, некоторые грехи на исповеди необходимо конкретно называть—особенно, если стыдно. Но нельзя описывать их во всех подробностях! Во-первых, пожалейте священника! Он же тоже человек. Понятно, что по роду деятельности он—помойная канава, и каджый сливает в него всю свою грязь. Но расковыривать эту грязь, всё-же, не стоит. Я думаю, Вы меня понимаете. Во-вторых, если Вы пытаетесь бороться с какой-нибудь страстью, то подробные воспоминания всех деталей, ощущений, переживаний, действий и т.д., связанных с этой страстью, только ещё больше взбудоражат Вашу и-без-того-больную душу. Всё нужно делать с рассуждением.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: